Абака, Абак — (франц. abaque от греч. abakos, лат. abacus - доска) - в архитектуре верхняя часть капители дорического ордера, представляющая собой квадратную плиту, которая принимает на себя тяжесть архитрава. В более широком значении - верхняя часть капители вообще.
Акант — (лат. ACANTHUS MOLLIS - медвежья лапа) - род растения Средиземноморья, прослуживший изобразительной основой для элемента древнегреческого орнамента. В дальнейшем нашел применение в форме капители коринфского ордена; трансформировался в римском, готическом и ренессанском орнаментах.
Алебастр — минерал, водный сульфат кальция; встречающаяся в природе плотная, мелкозернистая разновидность гипса. Имеет светлый, слегка желтоватый оттенок, просвечивает на солнце. В древности, особенно в Египте, широко использовался для изготовления сосудов. Алебастром также называют обожженный строительный гипс.
Аллегория — (греч. Allegoria - иносказание, дословно - говорить иначе) - изображение, в котором наиболее общие и отвлеченные идеи, такие, как добро, сила, власть, любовь, правосудие и др., не могут быть выражены непосредственно, а только иносказательно: в виде живых существ или фигуры человека. Например, лев олицетворяет силу, орел - зоркость, змея - мудрость, фигура женщины с весами в руках - правосудие. За такими образами условно закрепляется традиционное содержание в мифологии, религии, фольклоре. Аллегорические фигуры обычно наделяются атрибутами, поясняющими их смысл.
Антаблемент — (франц. Entablement - надстолье, покрытие от лат. Tabula - доска, плита) - система верхних, горизонтально расположенных частей здания, поддерживаемых колоннами. В классической архитектуре антаблемент состоит из трех частей: горизонтальной балки - архитрава, расположенных над ним фриза и карниза.
Антрвольт — (от итал. Anter - перед, раньше и volta - дуга) - в архитектуре часть плоскости между архивольтом арки и прямоугольным обрамлением стены, декорируется рельефом, мозаикой, фреской.
Анфас — (франц. En face - в лицо) - лицом вперед, вид какого-либо предмета прямо спереди.
Анфилада — (франц. Enfilade - в ряд по ниточке от лат. Filare - вытягивать в нитку) - ряд внутренних помещений здания, расположенных по одной оси и сообщающихся между собой дверными проемами.
Арабеска — (итал. arabesco - арабский) - разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, переплетения линий, завитков, стилизованных листьев, цветов и надписей. Возник на Востоке, получил распространение в европейском искусстве, особенно в эпоху итальянского Возрождения, под влиянием арабских образцов и мавританского искусства Испании. Позднее термин "арабеска" получил более узкое значение - причудливый орнамент только из растительных форм, в противоположность мореске - геометрическому орнаменту.
Арка — (франц. Arc от лат. Arcus - дуга, изгиб) - криволинейное, стрельчатое или полукруглое перекрытие проемов в стене или пролетов между двумя опорами, например колоннами. Разнообразные формы арок в развитии архитектуры приобретают не только конструктивное, но и декоративное значение, становятся элементами орнамента - характерными признаками того или иного художественного стиля, например: стрельчатые и трехлистные арки готики, полуциркульные мавританские, килевидные древнерусские.
Аркада — (франц. Arcade - см. арка) - ряд арок, опирающихся на колонны или столбы. В древнеримской архитектуре аркады применялись при устройстве открытых галерей театра или амфитеатра, акведука и др. сооружений; постепенно они теряют свое конструктивное и усиливают декоративное значение.
Аркатура — (нем. Arkatur - см. арка) - ряд небольших арок, вплотную примыкающих к стене и образующих на ее поверхности орнаментальный фриз, например аркатурный пояс в романской и древнеруской архитектуре.
Аркбутан — (франц. Arcboutant - опорная арка - см. арка и boutant - опора, поддержка) - в готической архитектуре полуарка, расположенная снаружи и передающая боковой распор сводов на наружные устои - контрфорсы.
Архивольт — (итал. Archivolto от греч. Archi - первый, главный и итал. Volta - дуга) - наружное обрамление арки, чаще всего профилированное.
Архитрав — (франц. Architrave от лат. Archi - главный и trabs - балка, перекладина) - главная балка, другое название эпистиль, нижняя часть антаблемента, горизонтальное перекрытие, опирающееся непосредственно на вертикальные колонны, столбы.
Асимметрия — (греч. Asymmetria - несоразмерность) - отсутствие или нарушение принципа симметрии. Асимметрия может выступать как одно из средств художественного формообразования - композиции.
Атлант — (греч. Atlantos от Atlas - несущий) - в древнегреческой мифологии титан, осужденный вечно держать на своих плечах небесный свод в наказание за участие в сражении титианов против богов. В архитектуре - мужская статуя, поддерживающая перекрытия здания, портика или балкона. Выполняющие аналогичную функцию женские фигуры называются кариатидами.
Атрибут — (лат. At-tributum - приданное) - постоянно сопровождающий какое-либо явление признак, свойство или предмет. В изобразительном искусстве атрибуты сопровождают традиционные образы и аллегорические фигуры, указывая на их смысл, поясняя и уточняя содержание.
Атрий — (лат. Atrium от ater - черный) - в древнеримском жилом доме центральное помещение с большим сквозным отверстием в перекрытии; внутренний двор с естественным освещением; название происходит от коптящего дыма очага, который был там изначально расположен.
Аттик — (от греч. Atticos, лат. Atticus - аттический) - в древнеримских триумфальнах арках, а затем и в архитектуре классицизма прямоугольная стенка, на которой располагались надписи или рельефы; помещалась над карнизом здания. Позднее аттиком стали называть надстроенный этаж. Название происходит от Аттики - области Древней Греции с центром в Афинах.
Багет — (франц. Baguette от итал. Bacchetta, лат. Baculum - палочка, прут) - деревянная профилированная планка для изготовления рам и карнизов. Деревянная основа багета часто дополняется лепным орнаментом из гипса, окрашивается или золотится.
База — (греч. Basis - шаг, стопа) - подножие, основание, нижняя опорная часть колонны, столба или пилястры. В зависимости от архитектурного ордера базы имеют различную форму и состоят из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов и различаются по величине и профилю.
Базилика — (лат. Basilica от греч. Basilike - дом базилевса) - здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное рядами столбов или колонн на несколько продольных нефов. Обычно средний неф выше и шире боковых. Первоночально в Византии базилика возводилась как дворец высшего духовного лица в городе, в Древнем Риме это были общественные здания. Впоследствии стали использоваться христианами для собраний.
Балюстра — (франц. Balustre - балясина, стойка от греч., лат. Balteus - пояс, перевязь) - боковая часть ионической капители в форме свитка, перетянутого в середине пояском, декорированная стилизованными листьями аканта.
Балюстрада — (франц. - balustrade - см. балюстра) - ограждение (обычно невысокое) лестниц, балконов, галерей, крыш, состоящее из ряда столбиков - балясин, объединенных сверху горизонтальной плитой - перилами.
Балясина — (из польск. Balas от итал. Balaustro - см. балюстра) - гладкие и декорированные резьбой фигурные столбики из дерева или другого материала, предназначенные для поддержания перил, ограждений лестниц, балконов и т.д.
Бандо — (франц. Bandeau - повязка) - в архитектуре - горизонтальная тяга, карниз.
Барабан — (от татарск. Daraban) - в архитектуре часть здания храма цилиндрической или многогранной формы, служащая опорой купольному перекрытию.
Барельеф — (франц. Bas-relief - низкий рельеф) - один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над поверхностью менее чем на половину своего объема.
Бастион — (франц. Bastion от греч., лат. Basterna - наглухо закрытый) - в архитектуре крепостных сооружений выступающая вперед угловая часть укрепления.
Башенный фасад — фасад, имеющий, одну или несколько башен. Начиная со Средневековья – распространенный мотив культовой архитектуре.
Башня — (через польск. Baszta от итал. Bastia - см. бастион) - архитектурное сооружение, композиция которого строится по вертикали. С античных времен служила формой как самостоятельной храмовой или хозяйственной постройки, так и частью крепостных сооружений. Башня может входить в общую композицию здания в качестве декоративного элемента.
Бетон — (франц. Beton от лат. Bitumen - горная смола) - строительный материал искусственного происхождения - затвердевшая смесь из трех компонентов: воды, связующих - цемент или битум - и наполнителей - гравий, щебень, песок и шлак. Бетон в строительстве начали активно применять древние римляне. Однако использование горной смолы - битума - для связывания кирпичей между собой известно еще в Месопотамии и Древнем Египте.
Большой ордер — группа колонн или пилястр, поднимающихся на несколько этажей.
Бордюр — (франц. Bordure - окаймление, окантовка от bord - край, борт) - полоса, обрамляющая край ткани, ковра, обоев. В садово-парковом искусстве посадка низких растений или кустарников по краю клумбы, газона, вдоль дорожки.
Бюст — (итал., франц. Buste от лат. Bustum - погрудное изображение, а также место для сжигания умерших от comburo- жгу, т.к. подобные статуи устанавливались первоночально в древнеримских захоронениях) - погрудное скульптурное изображение. Берет начало от древнегреческих герм, но композиционно формируется в искусстве Древнего Рима; большое распространение получает в эпоху Ренессанса, барокко и классицизма.
Вал, Валик — (от лат. Vallum - лагерный вал, насыпь) - архитектурная деталь - профиль, иначе называемая обломом, представляющая собой в поперечном сечении полуокружность; то же, что торус. Вал бывает целый и четвертной.
Вензель — (от польск. Wezel - узел) - разновидность графического искусства, монограмма - обычно начальные буквы имени и фамилии, своим переплетением образующие орнаментальную композицию.
Витраж — (франц. vitrage - оконное стекло от лат. vitrum - стекло) - застекленная поверхность окон или дверей. Витражи появились в эллинистическую эпоху. В средние века витражи изготовлялись из цветных стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, и дополнялись росписью. Большие многоцветные витражи - непременная принадлежность готических соборов. Позднее - вообще искусство создание картин из стекла. В эпоху Ренессанса получили распространение небольшие комнатные - кабинетные - витражи.
Волюта — (лат. Volute - завиток от volvere - крутить) - архитектурно-декоративные и орнаментальные детали в виде завитка, спирали. Является характерным элементом античной эолийской, ионической и коринфской капители. Позднее, в искусстве Ренессанса, классицизма и барокко - часть орнамента и архитектурной детали - кронштейна.
Галерея — (франц. Galerie от итал. Galla - открытый) - полуоткрытое, с рядом колонн вдоль одной или двух сторон, протяженное помещение, соединяющее отдельные части здания.
Галтель — (от нем. Hohl kehle - выемка) - в столярном деле скругление угла изделия, в мебели - полукруглый желобок или фигурная планка, закрывающая щель в стыке соединения.
Гармония — (греч. harmonia - соответствие, согласие, созвучие) - эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. В отличие от композиции как смысловой целостности художественного произведения, гармония - более узкое понятие, выражающее лишь формальную цельность. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, мы называем красотой.
Гейсон — (греч. geison) - в античных постройках верхняя часть карниза, которая, соединяясь с наклонными гейсонами двухскатной крыши, образует на главном фасаде обрамление треугольного фронтона.
Герб — (польск. Herb от нем. Erbe - наследство) - отличительный знак дворянского рода, сословия, города или государства. Первые гербы появились в XII веке на щитах рыцарей-крестоносцев. С тех пор щит - главный элемент дворянского герба. Гербы изображались также на печатях, монетах, флагах. Композиции гербов являются одной из форм эмблемы.
Гипс — (греч. Gypsos) - минерал, водный сульфат кальция, обычно бесцветный; обоженный и тонко размолотый гипс обладает свойством затвердевать после размешивания с водой. Широко применяется для лепных и формовочных работ. Разновидности гипса: алебастр, селенит, ганч.
Гирлянда — (франц. Guirlande, итал. Ghirlanda от греч., лат. Gerra - плетение) - декоративная форма, состоящая из сплетеных цветов, стеблей, листьев и плодов, ведущая свое происхождение из античных рельефов и росписей. Характерный элемент искусства классицизма, барокко и рококо.
Горельеф — (франц. Haut-relief - высокий рельеф) - разновидность рельефа - выпуклого изображения на плоскости. В горельефе, в отличие от барельефа, изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
Гротеск — (франц. Grotesque - причудливый, затейливый от итал. Grotto - пещера) - орнаментальный мотив, разработанный в искусстве итальянского Возрождения школой Рафаэля. Представляет собой причудливое переплетение растений, животных, фантастических существ, химер, масок и др. на темы античности. Первоисточником этих мотивов послужили сохранившиеся фрагменты античных росписей такого рода на развалинах древнеримских построек, называвшихся в народе гротами, отсюда название орнамента. Композиции гротесков всегда строилась по принцину канделябра. В переносном смысле слова, гротеск - фантастически преувеличенное, нарушающее границы правдоподобия или причудливо-комическое изображение, близкое по значению слову шарж.
Декорация — (лат. Decor - прекрасный, выдающийся, достойный) - элемент композиции, украшение, обогащающее содержание художественного произведения, в отличие от орнамента, имеющего более узкое, формальное назначение. Декорация - украшение, оформление; иногда употребляется в значении "маскировка", "прикрытие".
Дентикулы — (лат. denticulus - зубчик) - зубчики, или сухарики, - в классической архитектуре ряд прямоугольных выступов, идущих вдоль карниза, гейсона ионического, коринфского и композитного ордеров.
Деталь — (франц. detail - подробность, частность от detailler - отделять, разрезать на части) - малая часть композиции, но более крупная, чем элемент, например: архитектурная деталь (см. капитель, колонна, кронштейн и т. д.) или изобразительная деталь, состоящая в свою очередь из ряда элементов. Несколько деталей составляют фрагмент.
Дизайн — (англ. Design - проектировать, конструировать) - в широком смысле слова любое проектирование, т.е. процесс и метод создания новых предметов, формирования предметной среды, трудовых процессов, оборудования, изобретение инструментов, приспособлений и т.д. В узком смысле - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке. Его цель - организация целостной среды жизни человека. Научная основа дизайна - техническая эстетика.
Доминанта — (от лат. Dominantis - господствующий, преобладающий) - в искусстве композиции элемент, которому придается наибольшее значение и который подчеркивается, выделяется композиционными средствами и приемами.
Дорический ордер — (от греч. Dorikos - дорийский и см. ордер) - в классической архитектуре ордер, т.е. порядок связи несущих (колонн) и несомых (антаблемент) частей, формы которых следуют греческому дорийскому стилю. Отличается мощными, тяжелыми пропорциями колонн с каннелюрами, без баз, простой капителью, состоящей из круглой подушки - эхина и прямоугольной плиты - абаки, а также фризом с чередущимися триглифами и метопами.
Жанр — (франц. Genre от лат. Genus - род, вид) - термин, классифицирующий художественные произведения по признакам единства содержания формы, структуры и функции художественного образа. В изобразительном искусстве формирование отдельных жанров начинается в XV - XVI веках.
Замковый камень — верхний клиновидный камень, устанавливающийся в вершине арки или свода в центре и прочно запирающий боковым распором все остальные камни. Его функциональное значение подчеркивается размером и формой. Замковый камень на архивольте арки часто декорируется орнаментом в виде листа аканта, волютой или маской.
Имплювий — (от лат. Impluvium - водосток) - в архитектуре Древнего Рима расположенный в центре внутреннего двора (атриума) под сквозным отверстием в крыше (комплювием) бассейн для стока дождевой и талой воды.
Интерколумний — (от лат. Inter - между и columna - колонна) - в классической архитектуре расстояние между двумя соседними колоннами в колоннаде. Его измерение производится по осям колонн. Величина интерколумния - одно из основных значений при определении пропорций архитектурного сооружения.
Интерьер — (франц. Interieur от лат. Interior - внутренний) - внутренний вид, вид изнутри какого-либо объекта, противоположно значению слова экстерьер - вид снаружи. В архитектуре - внутреннее помещение здания.
Ионик — (греч. ionik) - элемент орнамента - ионического киматия яйцеобразной формы, в отличие от похожих на него ов заостряется к низу. Пояс иоников не следует путать с завитками ионической капители - волютами, также необходимо отличать от бус и жемчужника. Обычно ионики чередуются со стрельчатыми стилизованными листьями, обращенными острием вниз.
Ионический киматий — (греч. ionikos kymation) - орнаментальный пояс в виде объемного выступа, состоящий из чередующихся иоников и остроконечных листовидных деталей, дополняется астрагалом. Ионический киматий встречается как составная часть капители ионического ордера, но используется и как самостоятельный вид орнамента в античности, искусстве Ренессанса, классицизма и барокко.
Ионический ордер — (от греч. ionikos и лат. ordo - порядок, расположение) - в классической архитектуре порядок связи несущих (колонна) и несомых (архитрав, фриз, карниз) частей, формы которых следуют греческому ионийскому стилю. Отличается утонченными пропорциями колонн с энтазисом, каннелюрами, сложной капителью с завитками - волютами, ионическим киматием, профилированной базой, фризом, часто украшенным рельефом и карнизом с дентикулами. Для архитектуры древнегреческого ионического стиля была характерна также яркая, многоцветная раскраска.
Канделябр — (франц. candelabre от лат. candela - свеча) - настольный переносной подсвечник для нескольких, расположенных в один ряд свечей. Канделябр был известен еще древним этрускам; особое распространение получил в декоративном искусстве Франции XVII - XVIII вв. В ренессансном орнаменте типа "гротеск" канделябром называлась средняя вертикальная ось симметрии композиции, обычно образуемая прямым стеблем аканта, отчего в целом такая композиция называлась "композиция канделябром".
Каннелюры — (франц. cannelure - желобок, лат. canna - тростник, трость, палка) - в классической архитектуре вертикальные желобки на стволе (см. также фуст) колонны или пилястры с острой кромкой в дорическом ордере или плоской перемычкой между ними в ионическом. Каннелюры изображают вертикальное направление сил опоры колонны.
Капитель — (нем. Kapitel - глава от лат. capitellum - головка) - в классической архитектуре часть ордера, венчающая вертикальную опору (колонну, пилястру), форма которой служит переходом к горизонтальному архитраву. Для каждого из классических ордеров характерна своя, особая форма капители: дорическая, ионическая, коринфская.
Кариатида — (от греч. Karyatides - карийская дева) - в классической архитектуре вертикальная опора в виде женской фигуры, заменяющая колонну. В Древней Греции кариатиды изображали женщин племени карийцев, которые по преданию, вступили в сговор с врагами греков персами и в наказание должны были нести на голове кару - тяжесть. Изображение мужской фигуры, выполняющие аналогичную функцию, называются атлантами.
Карниз — (нем. Karnies от греч., лат. coronis - венчающий) - верхняя часть антаблемента здания, выступающий вперед край кровли.
Картуш — (франц. cartouche - патрон, свиток от лат. charta - бумага) - декоративная деталь в виде полуразвернутого свитка с надорванными краями или щита, обрамленного завитками, предназначенного для эмблем, гербов и надписей. Картуш - характерный элемент искусства стиля барокко.
Кессон — (франц. caisson - ящик) - в архитектуре углубление квадратной или восьмиугольной формы на потолке, внутренней поверхности арки, свода. Кессоны образуются между балками перекрытия. В отдельных случаях кессоны декорируются розетками.
Кладка — скрепление природных камней или кирпичей, чаще всего раствором.
Классицизм — (нем. Klassizismus от лат. classicus - первоклассный, образцовый) - художественный стиль, ориентированный на формы античной, прежде всего греческой классики. Классицизм не локализован в какой-либо одной исторической эпохе или географическом регионе. Еще в Древней Греции, в IV в. до н. э., художники начали обращаться к искусству VI в. до н. э. как к своей классике. Эти тенденции сохранялись и в средневековье. Классицизм как стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм проявился в искусстве Франции XVII века, почти на всем протяжении развития англиийского искусства и в большинстве европейских стран в XVIII - XIX вв.
Колонна — (франц. colonne от лат. columna от шумер. colon - побежденный, покоренный) - первоначально, в Древнем Двуречье (около 4-го тысячелетия до н.э.), изображение рабов как символа военных трофеев, затем столб в виде человеческой фигуры. В античной Греции вертикальные опоры зданий часто сохраняли образ фигуры человека (см. атланты, кариатиды); колонна - главный элемент архитектурного ордера (см. дорический, ионический, коринфский ордер), его несущая конструктивная часть. Колонна состоит из фуста (ствола), капители и базы.
Колоннада — (франц. colonnade - см. колонна) - ряд колонн, поддерживающих балочное перекрытие.
Колорит — (итал. colorito от лат. сolor - цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, целостности его цветовых отношений.
Композиция — (лат. compositio - соединение, составление, сочетание) - искусство сочинения, составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее.
Консоль — (франц. console от лат. consolium - подставка, поддержка) - в архитектуре горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая какие-либо другие выступающие части здания: балконы, карнизы, эркеры.
Коринфский ордер — (см. ордер) - в классической архитектуре один из трех, наряду с дорическим и ионическим, ордеров, созданных в Древней Греции. Отличается утонченными пропорциями и четырехугольной капителью, декорированной листьями аканта. Назван так по имени города Коринфа в Греции, откуда он, как считается происходит.
Крест — (ст. слав. крьсть от греч. christos - помазанник, посланец; лат. crux от crucifixus - распятие) - в древнейших культурах Востока, Передней Азии, Египта и Африки магический знак в виде двух пересекающихся под прямым углом линий, символ жизни, четырех стихий или животворящих сил (солнца, огня, ветра и воды). В древнееврейской религии - знак причастности к Богу, у древних греков - элемент орнамента - меандра, изначально заключавшего в себе символику жизни. Новое значение приобретает крест в христианском искусстве, где соединяются древняя символика креста как источника вечной жизни, бессмертия с символом страдания, Распятия и Воскресения Иисуса, прозванного Христом.
Крестовый свод — (см. крест и свод) - перекрытие, образующееся путем пересечения под прямым углом двух равных коробовых сводов.
Купол — форма свода над круглыми или многоугольными зданиями или сооружениями. Виды куполов – ложный, который образуется в результате напуска каменной кладки, сферический – в форме полушара, на парусах – опирающийся на паруса.
Лизена — (франц. lisena - накладка, нашивка) - во французской архитектуре то же, что лопатка в русской, т. е. пилястра без капители и базы.
Лоджия — (итал. loggia от лат., греч. logium - помост, площадка) - в архитектуре итальянского Ренессанса, а затем и всего европейского классицизма - углубленное помещение, ниша на фасаде здания, в отличие от выступающего балкона, закрытая со всех сторон, кроме одной - фронтальной. Лоджии часто оформлялись колоннами или аркадой.
Лопатка — (от ст. слав. лопата - ладонь, лопасть, весло) - в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене, наподобие пилястры, но, в отличие от нее, не имеющий базы и капители.
Люнет, Люнета — (франц. lunette от лат. luna, lunatus - лунообразный, выгнутый серпом) - в европейской архитектуре поле стены в виде сегмента, ограниченное архивольтом и боковыми вертикальными опорами (аналогично закомарам в древнерусской архитектуре). Люнеты часто декорируется росписью или рельефом.
Мавзолей — (греч. Mausoleion, лат. Mausoleum от Mausolus - имя персидского правителя Карии в Малой Азии) - в архитектуре монументальная форма усыпальницы, названа по имени правителя Карии Мавзола, воздвигшего в городе Галикарнасе в IV в. до н. э. усыпальницу, считавшуюся одним из семи чудес света (не дошла до нашего времени). Позднее, в первые века н. э. строились христианские усыпальницы - мавзолеи.
Мансардная крыша — (франц. mansarde, по имени французского архитектора XVII в. Франсуа Мансара, 1598 - 1666) - тип конструкции высокой ломанной крыши.
Меандр — (греч. meander, menderes, лат. meatus - движение, течение, круговорот) - вид орнамента, образуемого ломаной под прямым углом линией или кривой со спиральными завитками, появился в эпоху геометрического стиля искусства Древней Греции (X - VIII вв.до н.э.), широко применялся в искусстве классицизма и ампира. Свое название получил от реки Меандр (позже Большой Мендерес) в Малой Азии, отличающейся извилистым руслом. На формирование меандра повлиял также мотив креста-свастики - символ огня и вечного движения в искусстве древнего Востока.
Мезонин — (франц. mezzanine, итал. mezzanino от mezzano, греч. mesos - средний) - в архитектуре полуэтаж, неполная по высоте надстройка верхнего этажа, обычно над центральной частью дома.
Метод — (греч. methodos - способ, путь) - главный, основополагающий способ решения какой-либо проблемы или подхода кней. Творческий метод художника - то, что лежит в основе специфики его профессиональной деятельности в целом, в отличие от методики, манеры, техники, определяется совокупностью философских, мировоззренческих, специальных знаний; практически выражается в понятии композиция.
Метопа — (греч. metopon - пространство между глазами) - в классической архитектуре промежуток между триглифами. Первоначально в древнегреческих постройках - заполнения между торцами потолочных балок на фризе дорического ордера. Декорировались рельефами или росписью, композиции которых выразительно подчеркивали квадратный формат метопы.
Модильон,Модульон — (франц. modillon - фигурный, рельефный от итал. modiglione) - архитектурная деталь в виде небольшого волютообразного кронштейна, поддерживающего карниз здания.
Мозаика — (франц. mosaique от итал. mosaico, лат. musivum - посвященное музам) - изображение, составленное из отдельных кусков цветных камней, стекол, дерева или иных материалов. Искусство мозаики из разноцветной морской гальки родилось в Древней Греции и было заимствовано Римом. В Византии получила широкое распространение мозаика из смальты, в эпоху Возрождения - так называемая флорентийская и римская мозаика из цветных камней различных пород.
Монограмма — (от греч. monos - один и gramma - буква, запись) - вид графики, миниатюрная композиция из начальных букв имени и фамилии (инициалов) автора художественого произведения или знак, заменяющий его подпись. Одна из форм монограммы - вензель.
Монолит — (греч. monolithos от monos - один и lithos - камень) - скульптурная композиция, высеченная из цельного куска камня; в более широком значении - любая композиция, обладающая высокой цельностью, зрительной нерасчлененностью частей.
Монумент — (от лат. monere - напоминать) - памятник, произведение искусства, созданное для увековечения памяти о каком-либо важном историческом событии и потому рассчитанное на длительное время, отсюда второе значение слова - особенно прочный, долговечный. Как правило, такими свойствами в наибольшей степени обладает архитектура. Поэтому существует третье значение термина монументальный - архитектурный или связанный с архитектурой ( монументальная роспись, монументальная скульптура), но монументальность (значительность, величественность формы и содержания) может быть присуща любому произведению, не связанному с архитектурой.
Мореска — (исп., франц., англ. - moresque - мавританский) - редко употребляемый термин для обозначения геометрического орнамента восточного происхождения, в противоположность такому же растительному - арабеске.
Наличник — (от слав. лицо - вид спереди, снаружи) - обрамление оконного или дверного проема на фасаде или в интерьере здания.
Неоклассицизм — (от греч. neos - новый и см. классицизм) - направление в искусстве конца XIX в., художники которого ставили своей целью возрождение "чистого стиля" и классических традиций в противовес как модернистским, так и эклектическим тенденциям. В более широком смысле термин может употребляться для обозначения ретроспективных классических устремлений в рамках любого художественного стиля.
Неф — (франц. nef от лат. navis - корабль) - главное помещение христианского храма, обычно расчлененное вдоль колоннадой или аркадой на три части: основной, более широкий и высокий неф и боковые ( по одному и более).
Ниша — (франц. niche от nicher - вить гнездо, лат. nidus - гнездо) - углубление в стене (прямоугольное или полукруглое) для установки статуи, вазы и пр.
Обрамление — (через польск. obramowac от нем. Brem - кайма, край; обрамить от рама) - декоративный элемент, завершающий композицию по ее периметру, придающий ей замкнутую форму. Другое значение: заключение в раму, окантовка; отсюда обрамить.
Овы — (лат. ovum -яйцо) - название античного орнамента, главным элементом которого является овальная форма.
Ордер — (нем. Order, франц. ordre от лат. ordo, ordin - порядок, строй) - в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз. В архитектуре Древней Греции сложились ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный. В архитектурной практике, начиная с античности и особенно в последующие эпохи, различные ордера свободно сочетались друг сдругом, их пропорции и детали варьировались и изменялись. Ордерная система лежит в основе оформления фасадов и интерьеров памятников архитектуры классицизма и барокко.
Орнамент — (от лат. ornamentum - снаряжение, вооружение, наряд, убранство, знаки отличия) - украшение, узор, состоящий из ритмически организованных повторяющихся элементов, которые композиционно могут образовывать орнаментальный ряд или раппорт. В зависимости от характера этих элементов(степени их схематизации и геометризации) орнамент называют геометрическим или изобразительным, а по тематике - растительным или зооморфным. Орнамент является составной частью декоративной композиции. Он может быть графическим, живописным или скульптурным, выполняться в самых различных материалах. Орнамент является одним из характерных признаков художественного стиля, в этом смысле часто употребляют слово "орнаментика" - совокупность орнаментальных элементов данного художественного произведения или стиля. Наиболее известные стилеобразующие виды орнаментики: технологический орнамент, гротеск, арабеска, меандр.
Пагода — (нем., франц. pagode от португ. pagoda от малайск.) - здание буддийского или индуистского храма в форме многоярусной, суживающейся кверху башни. Пагоды строились в средневековье в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Плавно изогнутые шатровые крыши со слегка поднятыми кверху углами и массивным коньком, украшенным на обоих концах выступами, составляют одну из характерных особенности архитектуры пагод.
Панно — (франц. panneau - доска, щит) - в искусстве оформления интерьера часть стены или потолка, представляющая собой декоративное изображение, картину, как правило, в орнаментальном обрамлении. Живописное панно - фреска, сграфитто или холст, натянутый на деревянную раму, прикрепленную к стене или потолку. Может быть также рельефное, резное изразцовое панно.
Парус — (др. русск. парусъ возм. от греч. faros - наполненный) - в византийской и древнерусской архитектуре название одной из четырех вогнутых треугольных поверхностей, напоминающих наполненный ветром корабельный парус и оформляющих переход от прямоугольного в плане интерьера подкупольного пространства к круглому барабану купола.
Пергола — увитая зеленью беседка или коридор из легких решеток на столбах или арках.
Пилоны — (от греч. pylon - ворота) - в архитектуре столбы, прямоугольные в плане, в отличие от круглых колонн или плоских пилястр. Чаще всего располагаются по обе стороны от входа. В древнеегипетских храмах пилоны, оформляющие вход, представляли собой плоские усеченные пирамиды.
Пилястр,Пилястра — (франц. pilastre от итал. pilastro от лат. pila - столб) - в архитектуре плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены (горизонтальный - тяга). В русской архитектуре - то же, что лопатка. Пилястр чаще всего обрабатывается, как и колонна, в ордерных формах.
Плафон — (франц. plafon от plat fond - plat - ровный и fond - дно, фон) - в архитектуре вид (проекция) на здание снизу (противоположно понятию план - вид сверху), поэтому плафоном называют вид потолка, а также декорирующие его росписи или рельефы. В современном интерьере плафон - верхняя часть светильника.
Плинфа,Плинт — (от греч. plinthos - плита, плитка) - в архитектуре квадратная плита в основании колонны или столба, при наличии базы являющаяся ее самой нижней частью. В архитектуре Древнего Востока и Византии плинфой называли также широкий и плоский кирпич, который наряду с камнем применялся для выкладывания стен и выравнивания кладки.
Портик — (итал., франц portique от porter - нести, лат. porticus - крытый ход, навес) - перекрытие, поддерживаемое колоннадой. Портик может быть самостоятельным архитектурным сооружением, что характерно для искусства античности и классицизма, или являться частью здания, оформлением входа, фасадов или внутреннего двора.
Пъедестал — (франц. piedestal - подставка для ног от pied - нога, ступня) - подножие, основание для какого-либо сооружения.
Ребро — конструктивный элемент готического свода, несущая часть каркаса. В поздней готике ребра применялись в декоративных целях.
Рельеф — (франц. relief, итал. rilievo от лат. relevare - приподнимать) - выпуклое изображение на плоскости. Различают два основных типа рельефа: относительно низкий - барельеф и высокий - горельеф. Существует также углубленный в плоскость рельеф, например древнеегипетский. Углубленное изображение, рассчитанное на отпечаток в мягком материале или рассматривание на просвет называют контррельефом.
Ризалит — (итал. rizalita - выступ) - в архитектуре часть здания, выступающая за основную линию фасада. В классической архитектурной композиции, построенной по принципу симметрии, чаще всего образуются центральный и два боковых ризалита; для архитектуры барокко типичны угловые ризалиты.
Рококо — (франц. rococo - вычурный, причудливый от rocaille - скальный от roc - скала, утес) - художественный стиль в искусстве Франции второй четверти - середины XVIII в., получивший это шутливое название от орнамента "рокайль", типичного для данного стиля. Характеризуется деструктивностью, камерностью, изысканностью, граничащей с манерностью. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но обычно поверхностны по содержанию. Другое название - стиль Людовика XV (1723-1765).
Романтизм — (франц. romantisme от лат. Romanum - римский) - направление, тенденция в развитии европейского искусства первой половины XIX столетия, главной чертой которого являлась идеализация классического прошлого, первоначально искусства Древнего Рима (отсюда название). Романтизм - реакция на кризис всех предыдущих "больших стилей": барокко, рококо, классицизма, апмира. В более широком смысле этот термин, не локализованный исторически, означает романтический стиль вообще, романтику как постоянный элемент творчества. В своем крайнем выражении романтика тяготеет к мистике и фантастике.
Ротонда — (итал. rotonda от лат. rotunda - круглая) - в архитектуре Древнего Рима и классицизма круглое в плане здание, перекрытое куполом, как правило окруженное колоннадой.
Руст, Рустовка — (от лат. rusticus - простой, грубый, неотесанный) - большой камень, лицевая поверхность которого не отшлифована, а грубо отесана и сохраняет природную фактуру каменной глыбы. Кладка из таких камней называется рустовкой.
Свод — (от сводить, вести) - в архитектуре перекрытие, имеющее криволинейное очертание, аналогичное арке, но не в двух, а в трех измерениях. Свод был изобретен в Древнем Дверечье. Получил наибольшее распространение в архитектуре Древнего Рима и Византии.
Сграффито — (итал. graffito - процарапанный от греч. grapho - пишу, черчу) - техника процарапывания, соскабливания верхнего слоя какой-либо поверхности до появления другого цвета, тона или фактуры. Наиболее часто применяется в монументально-декоративном искусстве, для чего на поверхность стены накладывается последовательно несколько слоев штукатурки различного цвета или же процарапывается один слой до кирпичной основы. Кроме того, техника сграффито применяется в художественной керамике.
Сегмент — часть круга, ограниченная дугой или ее хордой.
Селенит, Селен — (от греч. selene - луна) - минерал, разновидность гипса волокнистой структуры бело-розового цвета. Применяется в мелкой декоративной скульптуре. Двуокись селена используется как краситель в стеклоделии, окрашивает стекло в рубиновый (красный) цвет.
Символ — (греч. symbolon - лат. symbolum - отличительный признак, знак, печать) - первоначально у древних греков какой-либо предмет как опознавательный знак для членов определенной общественной группы или тайного общества. В дальшейшем такой предмет стал заменяться изображением, постепенно терявшем внешнее сходство с объектом, посколько его содержание отражало все более широкий круг идей. Значение изобразительных символов носит условный характер, оно складывается в силу традиций или вводится искусственно (сравн. эмблема, аллегория, знак). Различные символы широко используются в художественном творчестве. Искусство по своей сути вообще символично.
Симметрия — (греч. symmetria - соразмерность) - универсальное свойство природных объектов - результат их приспособления к условиям земной гравитации. Заключается в равенстве двух или более частей одной формы, при котором каждой точке в одной ее части соответсвует такая же точка в другой. Симметрия может возникать относительго центра (лучевая, или радиальная, симметрия) или оси симметрии (средней линии - для плоских фигур, плоскости - для объемных). Такая симметрия называется зеркальной. Объективное явление симметрии вместе с ритмом и пропорциями используется в искусстве как одно из главных средств гармонизации формы.
Симол — (греч. symbolon - лат. symbolum - отличительный признак, знак, печать) - первоначально у древних греков какой-либо предмет как опознавательный знак для членов определенной общественной группы или тайного общества. В дальнейшем такой предмет стал заменяться изображением, постепенно терявшем внешнее сходство с объектом, поскольку его содержание отражало все более широкий круг идей. Значение изобразительных символов носит условный характер, оно складывается в силу традиций или вводится искусственно (сравн. эмблема, аллегория, знак). Различный символы широко используются в художественном творчестве. Искусство по своей сути вообще символично.
Стилизация — (см. стиль) - заимствование, использование или подражание ранее существовавшим в истории искусства стилям, их внешним формам или отдельным элементам. В более узком смысле слова стилизацией называют подчинение декоративного изображения общему стилю композиции изделия прикладного искусства, архитектурного интерьера и пр. Такая стилизация в крайнем выражении приближает изображение к орнаменту.
Стиль — (лат. stylus от греч. stylos - стержень, палочка для письма на восковой дощечке) - сложившаяся система принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенности художественных форм, присущих какой-либо исторической эпохе. Стилем также называют отражение этой системы в работе того или иного мастера или в конкретном его произведении. Понятие стиля необходимо отличать от индивидуальной манеры художника.
Стропила — (др. русск. стром, ст. слав. строп - крыша, чердак, потолок, англосакс. strop - ограда, перегородка) - в архитектуре ряд треугольных конструкций-ячеек, поддерживающих двухскатную крышу.
Тесаный камень — природный камень, обработанный со всех сторон.
Торус — (лат. torus - выступ, выпуклость) - в архитектуре то же, что вал.
Триглиф — (греч. triglyphos - с тремя нарезками от греч. trias - три и glypho - вырезаю) - в классической архитектуре элемент фриза дорического ордера - выступающая прямоугольная плита с тремя вертикальными планками; в триглифе изображается торец поперечной балки перекрытия первоначально деревянной конструкции. В композиции фриза триглифы чередуются с метопами, часто декорируемыми рельефными изображениями.
Триумфальная арка, ворота, колонна — (от лат. triumphus, греч. triumphos - тройной шаг и см. арка) - первоначально в Древнем Риме архитектурное сооружение в честь триумфатора - императора-победителя или иного полководца высокого ранга. Чаще строилось в виде трехпролетной арки, на аттике которой устанавливалось скульптурное изображение триумфатора на колеснице. Позднее по образцу античных арок возводились порталы ренессансной архитектуры, в эпоху классицизма, в особенности апмира, - мемориальные арки, ворота и колонны.
Трохилус — (греч., лат. trochilus - углубление, выемка) - бороздка, выемка с закругленными краями, в архитектуре то же, что каннелюры или выкружка на базе колонны ионического и коринфского ордера; в мебели - элемент декорирования.
Тяга — (др. русск. тяг, ремень от православ. teg - натягивать, греч. tenio, лат. tendo - натягиваю) - в архитектуре узкий горизонтальный выступ на стене. Имеет как конструктивное (для придания большей прочности), так и декоративное (пропорциональное членение плоскости) значение (сравн. карниз).
Фактура — (лат. factura - обработка, строение) - зрительно-осязательное качество какой-либо поверхности.
Фасад — (франц. facade от итал. facciata от faccia - лицо, лицевая сторона) - в архитектуре вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний или главный фасад), сбоку (боковые фасады) или сзади (задний фасад).
Фахверк — (нем. Fachwerk - каркасная конструкция) - в средневековой европейской архитектуре техника кладки стен, следующая древним галло-римским традициям. Представляет собой каркас из деревянных стоек, балок и распорок, промежутки между которыми заполняются глиной, кирпичом или другими строительными материалами.
Фонарь — (от греч. phanos - свет, светильник, факел, маяк) - в архитектуре навершие купола в форме небольшой башни, через окна которой освещается внутреннее подкупольное пространство. Иногда фонарем называют эркер.
Фрагмент — (лат. fragmentum - обломок, кусок, осколок) - часть композиции или художественное произведение, сохранившееся не полностью, а лишь частично. Фрагмент состоит из отдельных деталей, складывающихся, в свою очередь, из элементов.
Фриз — (франц. frise - завитой, кудрявый) - в архитектуре средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом. В античном искусстве фриз ионического стиля украшался рельефами, образующими сплошную, непрерывную ленту, чем и объясняется его название. Поэтому фризом стали называть любую вытянутую по горизонтали композицию - изобразительную или орнаментальную. В дорическом ордере фриз украшается триглифами и метопами.
Фронтон — (франц. fronton, итал. frontone от лат. frontis - лоб) - в архитектуре верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и скатами крыши. Небольшие изящные фронтоны устраивались над окнами, дверьми нишами и были характерны для архитектуры барокко и классицизма.
Цоколь — (итал. zoccolo) - основание стены, столба, колонны, пилястры, поэтому первый этаж здания, оформленный как фундамент, называют цокольным.
Штукатурка — (нем. Stuckatur от итал. stuccatura - отделка от лат. studere - стараться, отделывать) - смесь гипса, воды и песка; используется в строительном деле для заравнивания и покрытия неровностей кирпичной или каменной кладки.
Эдикула — (уменьшит. от лат. aedis дом, храм, часовня), буквально означает небольшой дом или храм. В античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие и увенчанная фронтоном. В эдикулы ставились статуи богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах. Эдикулами назывались также небольшие эллинистические и древнеримские культовые здания.
Эклектика — (греч. eklektikos - выбирающий) - в искусстве соединение несовместимого, различных чужеродных явлений в одном художественном образе. Эклектика может выступать в качестве творческого метода и художественного стиля. В частности, в архитектуре второй половины XIX века в одной композиции намеренно соединялись элементы различных исторических стилей: классицизма, барокко, рококо, испано-мавританского, древнерусского и т. д.
Экстерьер — (франц. exterieur от лат. exterior - внешний, наружный) - внешний вид какого-либо объекта: здания, сооружения, изделия; противоположное понятие интерьер - вид изнутри.
Элемент — (лат. elementum - первоначало, возникновение, возможно от LMN - начальных букв второго ряда латинского алфавита) - наименьшая составная часть какой-либо формы, то, что уже не делится на более мелкие части, отсюда элементарный, простейший. Из элементов складываются детали, а из деталей - фрагменты композиции.
Эмблема — (греч. emblema - вставленная часть, позднее - накладное, выступающее украшение) - художественный образ, значение которого выходит за границы изображения конкретных объектов, составляющих композицию данной эмблемы.
Энтазис — (от греч. ἔντασις, éntasis — напряжение), утонение — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста). Является одним из главных выразительных приёмов, используемых в классической ордерной архитектуре.
Эпистиль — (греч. epistylion - то, что лежит на колоннах) - то же, что и архитрав.
Эркер — (нем. Erker от лат. arca - ящик, ковчег, камера) - в архитектуре выступающая часть здания, закрытый балкон полукруглой или иной формы с окнами.
Эрмитаж — ( фр. hermitage) — парковый павильон, место уединения, малый сельский дворец. Эрмитаж — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев в Санкт-Петербурге (Россия).
Эхин — (греч. echinus - еж) - архитектурный профиль, нижняя часть капители дорического ордера в форме плоской округлой "подушки".